10 июня 2016
После того как неделю назад в Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь прошла аттестация национальной команды по биатлону, утвердившая в том числе состав тренерского штаба, межсезонье началось на самом полном серьёзе, хотя и раньше никто не бездействовал. Однако ныне, когда расставлены все точки над «i» и определены управленческие и стратегические рычаги, командная работа стартовала с полной мерой ответственности.

Разумеется, это должно радовать всех болельщиков, а «СП» заодно обрела мотивацию на общение с первым заместителем руководителя БФБ, олимпийским чемпионом, неоднократным чемпионом мира Сергеем Булыгиным, который и был инициатором приезда в Беларусь известного российского специалиста и своего первого наставника Валерия Польховского. Благо отклик на предложение о разговоре получился отзывчивым.

Польховский — отличный специалист!


— Сергей Иванович, начнём, с вашего позволения, общим вопросом: ваше виденье современной ситуации в белорусском биатлоне? Ведь именно вы после неоднозначного сезона-2015/2016 взяли на себя ответственность в качестве куратора национальной дружины.

— Действительно, прошедшей весной по факту завершения сезона возникла некая неоднозначность. Её суть заключалась в том, что все перипетии соревновательного периода отнюдь не подняли акции сборной. В такой ситуации надо не стесняться выходить на авансцену. В конце концов, необходимо помнить, что Олимпиада-2018 в Южной Корее совсем не за горами, а значит, если в команде происходили кое-какие негативные процессы, то их надо было ликвидировать, вновь вернув в коллектив чувство локтя и нормальную рабочую обстановку. С такими соревнованиями, как Белые игры, шутить нельзя, и об этом надо постоянно помнить и на протяжении всего грядущего сезона, у которого, разумеется, будут и свои специфические цели. Однако понятно, что Олимпиада — это главное. В Пьенчане надо не просто выступить, а вновь, как и в Сочи-2014, стремиться дарить болельщикам праздник. То есть бороться за медали и выигрывать для страны эти заветные награды. Вот тот маяк, который обязан влечь всех профессионалов: тренеров, спортсменов, функционеров и, надеюсь, журналистов.

— Кому, как не вам, представить Валерия Польховского, рассказать о сильных качествах этого наставника.

— Вначале скажу следующее: приглашение Валерия Николаевича — не спонтанное ситуационное решение. Звал Польховского работать в Беларусь на протяжении пяти последних лет, видя в нём тренера, способного оказать огромную помощь белорусскому биатлону, и в этом мнении непоколебим. Отличный специалист! Знаю его с детских лет, понимая, какими талантами обладает Валерий Николаевич. Глубокие знания как биатлонных методик, так и человеческой натуры, что тоже крайне важно.

— Кстати, как строилось ваше сотрудничество, когда вы уже закрепились в составе сборной СССР?

— В советской команде трудились прекрасные наставники, но всё равно был на постоянной связи с Польховским, не чурался контроля с его стороны. К тем же рекомендациям по интенсивности занятий прислушивался, никогда не пропуская их мимо внимания. Ценнейшие советы, наглядно иллюстрирующие, какая роль может быть у личного наставника даже после того, как он передал спортсмена в национальную дружину. Поэтому возлагаю на Польховского большие надежды. Рассчитываю, что благодаря мастерству Валерия Николаевича кризис в нашей сборной окажется в прошлом.

— Уже произвело сильное впечатление, как новый главный тренер разрулил ситуацию, предоставив опытной Надежде Скардино режим наибольшего благоприятствования в проекции на методические акценты, предусмотрев ещё и спарринг-партнёра в лице Анастасии Дуборезовой!

— Да, Польховский, и, на мой взгляд, учтя психологические подоплёки, затушил очаги напряжения. При этом неправильно производить деление женской сборной. Это всё равно одна команда! Да, после беседы с Надеждой главный тренер принял решение о некой автономии олимпийского призёра. Но состоялась и беседа с Фёдором Свободой, на которой оговаривались вопросы контроля и взаимодействия. Ведь современный биатлон — это и медицинское сопровождение, и биохимия, и множество других профессиональных нюансов. В результате пришли к общему знаменателю: если Свобода со Скардино и проведут отдельные сборы, то не более одного, максимум двух. Всё остальное межсезонье — вместе. То есть без раздробления коллектива. Что же касается методики, то в своей служебной записке на моё имя Надежда написала, что у неё существует своё виденье, сформированное после сотрудничества с Клаусом Зибертом и Альфредом Эдером. Свобода работал с этими спецами. Что ж, хорошо. Зачем при таких настроениях нам входить в противоречие с биатлонисткой, которая является капитаном команды в отсутствие Дарьи Домрачевой?! Тем более что практика индивидуальных планов в современном биатлоне не редкость. Примеров, причём на самом звёздном уровне, предостаточно. Хотя больше у мужчин.

— В общем, посмотрим, как сказал бы философ.

— Именно так! Надо ведь понимать, какая ответственность у Скардино. Теперь Надежда отвечает за себя от «а» до «я».

Об ошибках

— Признаться, сейчас, когда анализируешь сезон-2015/2016, невольно вспоминаешь ваше декабрьское интервью «СП», в котором вы после возвращения с этапа Кубка мира в Хохфильцене выступили остро критически. Чуть ли не провидческие высказывания…

— Признаюсь как на духу: не хочу ворошить прошлое. И не буду. Вообще никогда не позволяю себе вмешиваться в тренерский процесс. Дескать, сейчас езжайте туда-то, а только потом в среднегорье. Скажу только о главной ошибке тренерского штаба Андриана Цыбульского, как я вижу ситуацию. Наставники были излишне оптимистичны на старте. В их риторике присутствовали фразы о неком порыве, и обещано с прицелом на чемпионат мира было много. То есть не оказалось учтено то, что смыслы профессионалов и болельщиков, судящих обо всём по результату, порой не совпадают. Вот и получились повышенные ожидания, хотя Королькевича приглашали не на один сезон, а с прицелом на Олимпиаду-2018. Но заявления о выходе на «пик формы» и «целенаправленной подготовке к Осло» взбудоражили общественность. Неоднократно ведь проскальзывало и в прессе: ждём, ждём, ждём… А на выходе — не дождались. То есть то, что справедливо воспринималось в качестве прорыва тренерами, болельщики трактовали иначе, с присущим дилетантским максимализмом. Так было и по ходу сезона на этапах Кубка мира, так произошло и в Холменколлене на мировом форуме. Но это право болельщиков, привыкших к успехам Домрачевой.

Обратная связь

— Но это ещё история, раскрывающая глаза на подоплёку биатлона. Выиграй Скардино полностью заслуженную «бронзу» на коронной «пятнашке», и фактор медали обратно бы перевернул ситуацию с головы на ноги. Но последняя «стойка», плохо задвинутый затвор…

— Согласен. Но это в понимании специалистов, а большая масса болельщиков отталкивается от занятого места, не погружаясь в нюансы ветровой обстановки, скольжения лыж и банального везения со стартовым номером. И логика в таком игнорировании присутствует: вот протокол гонки на 15 км. И в нём фамилии Надежды нет в первой тройке.

— После этой неудачи контакт Королькевича со спортсменами и утратился…

— Вы знаете, что мне импонирует в Польховском? Валерий Николаевич всегда озабочен общением со спортсменами — пресловутой обратной связью. Он знает, как психологически настроить подопечного. Как с ним разговаривать, какой выбрать тон для общения. Расклад тренировки! Полный. Что и как нужно сделать или вовсе передохнуть, чтобы не усугублять не лучшее самочувствие. Возможно, Королькевич упустил именно индивидуальное общение со спортсменами, не придав этому нюансу нужного значения. Отсутствие должной обратной связи и могло сгубить начинания Владимира Борисовича, хотя это квалифицированный специалист. Плюс и такой специфичный момент, как профессиональное уважение. У того же Польховского спортсмен — не робот, а соавтор тренировки, обязанный думать, как, что и для чего делается. Не автоматическое, а осмысленное и, значит, творческое выполнение задания. Пробежать 30 км можно по-разному. С пользой и без оной. (Смеётся.)

Дарью ждём!

— На аттестации приняты и обязательства. Два из них — Надежды Скардино и женской эстафеты — цепляют медальную зону на февральском чемпионате мира-2017 в Хохфильцене. Но фамилии Домрачева вовсе нет…

— Значит, давайте по порядку. Во-первых, Дарья — это Дарья. Великая спортсменка. Все ведь понимают, что в биатлоне для неё нет иных задач, кроме призовых мест, а может, и вовсе ничего, кроме побед. Во-вторых, дай Бог, чтобы у неё всё благополучно сложилось с материнством. Это сейчас важнее всего. В-третьих, мы просто закладывались на самый худший вариант. А что если Дарья решит не возвращаться? Есть ведь утверждение: хочешь лучшего — готовься к худшему. Значит, нам надо быть готовым ко всем поворотам судеб. Хотя я очень жду Домрачеву обратно. Как наверняка и все болельщики. Но! Мы специально подчёркиваем, что на медали Даши не рассчитываем. И этот момент чётко обсуждён с Польховским, получив его одобрение. Сезон нас ждёт очень непростой. Есть и олимпийская перспектива, и текущие задачи, а прежде всего Валерию Николаевичу нужно хорошенько понять, с кем ему необходимо трудиться и добиваться результата.

— Но он настроен оптимистично!

— Да. Всего один сбор позади, причём по его ходу у Польховского ещё было подвешенное состояние. Тем не менее наставник утвердился в мысли: работа будет интересной и многообещающей. Чуть приоткрою завесу тайны: по мнению главного тренера, мужскую команду реально подвести к Пьенчану в хорошем состоянии, обеспечив её конкурентоспособность. Можно в феврале-2018 биться и за медали. Не всё сразу, но перспектива имеется. В том числе и в смешанной эстафете. Поэтому есть смысл засучить рукава. А что касается задач на чемпионат мира в Хохфильцене, то они справедливые. Скардино надо нацеливать штурмовать пьедестал почёта. Надежда и олимпийский призёр, и действующая чемпионка Европы, и спортсменка, входившая в «цветы» в прошлом сезоне. Планку опускать просто бессмысленно. Это не тот случай, когда требуют медали от человека, занимавшего места в третьем десятке. Что же касается женской эстафеты, то она заявляла о себе и без Домрачевой. А все условия для качественной подготовки будут созданы.

— В том числе и для трёхкратной олимпийской чемпионки?

— Конечно! Все нюансы обсуждены с руководителем федерации Валерием Вакульчиком, и принято решение, которое доведено до Дарьи: что надо, то и будет. Никаких проблем. Личный тренер, личный смазчик, медицинское сопровождение тренировок — пожалуйста.

— У нас есть в биатлоне и ещё одна Дарья — Блашко, которой на медиапространстве выданы огромные авансы, порой даже шокирующие своими величинами. Хотя, на мой взгляд, отработавшую на взрослом уровне в прошлом сезоне Анну Солу в большей степени надо считать лидером нового поколения.

— Действительно, возможны разные взгляды на эти персоналии. (Смеётся.)

— Но вернёмся к Блашко, которая опять на индивидуальной подготовке…

— Начну объяснение с того, что наставник Дарьи-2 — наш известный специалист Владимир Махлаев — написал служебную записку, в которой мотивировал необходимость продолжения индивидуальной работы. Мы встретились, переговорили, причём мою позицию о необходимости согласования этого момента с главным и старшим тренером женской команды Владимир Анатольевич услышал и воспринял. В итоге понимание найдено. Причём Польховский посоветовал Махлаеву проводить больше сборов с национальной командой, получая и медицинское сопровождение, и консультации, и контроль. Ведь, работая в одиночестве, без спарринга, даже сравнивать себя с кем-то невозможно! А речь идёт о юной биатлонистке! Ещё только изучающей собственный организм. Контроль жизненно необходим. Махлаев, разумеется, всё это понимает, поэтому и Блашко будет чаще с командой, чем вне её. Планы же будут обсуждаться, для общего блага.

— Но в следующем олимпийском сезоне…

— Всё однозначно: Блашко будет в команде двумя ногами. (Улыбается.) Сам Махлаев придерживается такого же мнения. Причём не исключаю варианта и досрочной развязки. Польховский способен убедить Махлаева в целесообразности.

— Никакого выделения костяка состава не предусмотрено?

— К сожалению, у нас нет пяти Домрачевых и такого же числа Фуркадов. В этом сезоне мы решили собрать всех вместе, что у женщин, что у мужчин — по 10 — 11 человек. Объединение взрослых спортсменов и юниоров. Классическая история для команды, у которой новый наставник. При этом кое-кто возражал. Дескать, лучше определить квинтет и на него сделать ставку. Но вот вам пример из моей личной практики: молодо не всегда зелено, о чём помнят такие асы, как Алябьев и Барнашов, которых вытеснил из состава сборной СССР при отборе на Игры-84. Поэтому Польховский за жёсткий отбор, и спортсмены должны понимать: расслабляться им не позволят. Ротация состава в зависимости от текущих результатов наверняка будет. Девиз сезона: пахать, пахать и пахать! Никакого благодушия. Оно непозволительно, ибо сразу негативно отразится на текущем статусе.
Поделиться: