26 ноября 2016
Дерзайте — и будете успешными!

Вчера основной состав белорусской сборной по биатлону в утренние часы покинул гостеприимный норвежский Шушен, где наши лучшие стреляющие лыжники проводили заключительный тренировочный сбор перед первыми официальными стартами сезона.

Как уже сообщала «СП», окончательное определение состава, несколько затянувшееся, что уже начало волновать болельщиков, состоялось во вторник по результатам контрольных спринтерских гонок. Напомним, что право защищать честь страны в грядущих соревнованиях первого этапа Кубка мира в шведском Эстерсунде заслужили 11 отечественных биатлонистов.

ЖЕНЩИНЫ: Надежда Скардино, Анастасия Киннунен, Надежда Писарева, Ирина Кривко, Кристина Ильченко и Дарья Юркевич.
МУЖЧИНЫ: Сергей Чепелин, Юрий Лядов, Сергей Бочарников, Роман Елётнов, Максим Воробей.

Некая путаница возникла с участниками этапа Кубка ИБУ в норвежском Бейтоштоллене. Главный тренер сборной, дуайен белорусского корпуса наставников Юрий Альберс в телефонном разговоре высказался следующим образом: дескать, во втором по значимости биатлонном соревновании выступят спортсмены, работавшие в Шушене, но не отобравшиеся в Эстерсунд. Однако, согласно официальным сообщениям, пока в преломлении на два спринтерских дня (пятница и суббота), а также воскресные смешанные эстафеты, можно говорить о шести белорусских стреляющих лыжниках: женщины — Мария Панфилова, Динара Алимбекова и Дарья Блашко; мужчины — Виктор Кривко, Дмтрий Абашев, Дмитрий Дюжев. Таким образом, в своеобразном вакууме Анна Сола, что, возможно, связано с самочувствием молодой биатлонистки, и Александр Дорожко, у которого своя история.

Но это детали, имеющие ценность сегодня, тогда как их завтрашняя актуальность для массового болельщика представляется сомнительной. Уже в пятницу в Эстерсунде в обеденное время состоятся первые официальные тренировки и на авансцену опять выйдет погода, столь любящая пошутить в духе возгласа «мал-мал ошибку давал, вместо «ура!» «караул!» кричал». Согласно последним прогнозам, 25 и 26 ноября в месте проведения премьерного этапа Кубка мира ожидалось почти аномальное тепло — до плюс 6 градусов тепла ночью! Причём пятница грозилась стать не только «чёрной» (день сезонных скидок в магазинах), но и мокрой от дождей. Впрочем, суббота уже должна быть избавленной от осадков, а в воскресенье в Эстерсунде вовсе ожидается похолодание. До 5 градусов мороза в часы проведения смешанных эстафет! Да ещё при весьма солидных порывах ветра — до 7 м/с! Но метеорологические предсказания в Эстерсунде столь же переменчивы, как тамошние погоды. Поэтому с уверенностью можно утверждать следующее: во-первых, легко на шведских трассах и стрельбище никому не будет; во-вторых, соревнования должны пройти в срок и в полном объёме, ибо снега хватает и хозяева постарались всё подготовить как надо.

Но давайте вернёмся в Шушен, который не совсем опустел на белорусов. По словам Альберса, в нём осталась тренироваться готовящаяся в январе возобновить соревновательную практику трёхкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева. — В Шушене она чувствует себя вполне комфортно. С Дарьей будет работать известный физиотерапевт китайского происхождения Ли Руй. Кроме того, в Шушен приедет биохимик Ирина Рыбина. Домрачева имеет всестороннюю поддержку.

Дай Бог! Разумеется, все белорусские болельщики ждут не дождутся возвращения Дарьи Владимировны в строй, чтобы вновь сопереживать её победам и поражениям при полной уверенности, что первые опять будут категорически доминировать над вторыми. А пока предоставляем слово многолетней соратнице Домрачевой — двукратному призёру чемпионатов мира Людмиле Калинчик, выступающей в качестве эксперта «СП».

Людмила Калинчик: Дарья может стать ещё лучше!

— Непросто ожидание со стороны, а не в гуще событий?

— Конечно, я с нетерпением жду начала нового сезона, но исключительно как болельщик. Поверьте, ностальгия меня не терзает, не гложет. Прикипела к «гражданской» жизни так крепко, что получаю от неё истинное удовольствие. Была счастлива, когда занималась профессиональным спортом, но и сейчас не вижу минусов в факте завершения карьера.

— Это другая жизнь…

— Правильно, но ничуть не менее интересная, чем прежняя.

— Неужели никогда не задумывались о возможности ренессанса?

— Как на духу: ни разу, ни на секунду. Тема гипотетического возвращения не беспокоила, не терзала. «Уходя — уходи!» — сказала я себе, не испытав сомнений. Поэтому, вероятно, легко сменила одно на другое.

— Но, разумеется, вы не оборвали биатлонных связей?

— Конечно! Как можно?!

— Тогда какие ваши оценки потенциала Дарьи Домрачевой вернуться в строй и быстро, и эффективно?

— По моему мнению, шансы на её ренессанс очень хорошие. Прекрасно понимаю, как нелегко ей придётся. Ведь надо опять дотянуться до высочайшего уровня! Однако уверена на 120 процентов: она и дотянется, и превзойдёт его, став ещё лучше.

— Без сложностей?

— Ну как без них?! Повторю первый тезис — это труднейшая задача. Однако Даша её решит. В функциональном плане проблем быть не должно. Более сложны психологические нюансы. Даша пропустит полтора года — срок не маленький. Придётся потерпеть, собрав волю в кулак, если какие-то первые опыты завершатся не идеально, а ранее легко усвоенные навыки окажутся неожиданно чужими.

— Дарья молодая мама, и теперь её приоритет — дочка Ксения…

— Поймите, после рождения Ксении у Домрачевой мотивация — счастье! Безусловно, дополнительная ответственность. Но исключительно положительная и вдохновляющая. Прилив сил, энергии. Лучшей мотивации нет и быть просто не может!

— Вы давно общались с Домрачевой?

— Перед её отъездом в Шушен. Встретились, и я порадовалась за Дашу: она полна энтузиазма, настроена как позитивно, так и боевито. Это незыблемая фамильная черта и традиция. У неё по-настоящему спортивный характер. Она обожает соревноваться, что и делает из неё великую чемпионку в ментальном плане.

— Последний перед Эстерсундом сбор белорусская сборная провела в Шушене…

— Условия там были отличные — снега избыток. Что же касается подоплёк сбора, то вся работа, что планировалась тренерами в межсезонье, считай, сделана. В Шушене происходила шлифовка состояния, которое принято называть боевой готовностью.

— Но были интриги отбора, состоялись контрольные спринты.

— Смею уверить, особого волнения у спортсменов нет, и это ещё отнюдь не полное погружение в соревновательную атмосферу.

— Но конкуренция полезна?

— Разумеется. Она помогает расти результатам всей команды, и каждого биатлониста в отдельности. Кроме того, нет ничего зазорного, чтобы начать сезон на этапе Кубка IBU. Никакого страха! В команде много молодёжи, и значит, её будут беречь на длинных дистанциях. А сезон длинный — у каждого появится шанс.

— Нет никаких сомнений, что вы очень переживаете за ещё одну команду в сборной — сервисную группу, в которой трудится ваш супруг Денис Латышев.

— Так и есть. У ребят новый шеф — немецкий специалист Даниэль Мюллер, ранее имевший контракт в Чехии. Постоянно нахожусь на связи с Денисом и могу сказать, что к сезону они готовы. В Эстерсунд выехали на пару дней раньше команды, чтобы изучить реальные условия, которые свойственны шведскому лыжному центру именно в этом году.

— Новичок адаптировался?

— Немецкий шеф установил со всеми ребятами хороший контакт, они плодотворно поработали в Рамзау. Неудивительно! В белорусском «сервисе» нет и никогда не было людей, которые провоцировали распри, шли на конфликт. Сплочённый коллектив, который уважает чужие знания.

— А вот организаторов этапа в Эстерсунде частенько критикуют по разным причинам…

— Не надо ругать шведов! Они же не в силах влиять на погоду. А именно метеорология — переменчивая и является наибольшим раздражающим элементом. Несколько раз шведы испытывали острый дефицит снега, что не позволяло качественно подготовить трассы. Народ массово падал, причём иногда на булыгу. В гололёд даже не падали — летали! На стрельбище — ветер.

— Причём нет стабильности…

— Верно. То дунет слева, то потянет справа, или со спины. Однако, как всегда, у медали две стороны. У молодёжи прекрасная возможность научиться ориентироваться в сложнейшей ветровой обстановке, правильно реагируя на команды тренеров, а порой и самостоятельно принимая решения о поправках. Важнейший момент! Конечно, это осваивают на тренировках, но перенос в соревновательный режим — весьма непростое действие.

— Не обожжёшься — не прочувствуешь?

— Именно. В Эстерсунде погода за день, да что за день — за час может поменяться несколько раз. Но лично меня это не раздражало. Не дёргалась, не распылялась. У природы нет плохой погоды! Воспринимай всё в позитив, и это путь к успеху! Да и все в равных условиях.

— Есть зависимость от стартового номера…

— Ваша правда. Но глобально всё сбалансировано. Поэтому Эстерсунд в нашей команде всегда ждали с радостным предвкушением. Как место, где тренировки наконец-то сменятся соревнованиями. И категорически не согласна с обвинениями Эстерсунда в серости. Очень милый, сказочный центр города с рождественско-новогодними приготовлениями. Электрические гирлянды, роскошные живые ёлки у входа в каждый магазин, на углу каждого дома. Праздничные ярмарки. Жаровни на улицах. Настроение сразу идёт вверх. Всё ведь совпадает и усиливается: старт сезона и новогодние ожидания!

— Характерная черта Эстерсунда — разминающиеся на центральных улицах биатлонисты.

— О да! Я, как и многие, многие, совершала пробежки именно по центральным улицам. Получала большое удовольствие. Особенно в выходные дни. Город ещё спит, а ты на ходу бросаешь взгляд на окна, в которых вспыхивает свет, и думаешь о своих родных и близких. Даже сейчас то настроение вернулось!

— Кроме того, это — настоящий город, что для лагерей биатлонистов редкость!

— Так и есть. Обычно биатлонисты живут вдали от цивилизации. (Смеётся.) А здесь до стадиона рукой подать и действительно Сити.

— На гонки и тренировки ездили на транспорте или добирались своим ходом?

— На стадион — на автобусах. А вот обратный путь в отель, который в самом центре Сити, — бегом. Ловили двух зайцев: и заминку делали, и на ужин успевали. К слову, у меня не было никаких претензий к тамошней еде. Красная рыба по-настоящему хороша.

— Но, помнится, приключилась в Эстерсунде история с желудочной инфекцией, когда местная вода оказалась под запретом, и отдельные оригиналы чистили зубы, использую тонизирующие, шипучие напитки.

— Что случилось, то случилось. Но кто застрахован от подобной напасти? Вспомните, как в прошлом декабре уже в Словении желудочный грипп ударил по белорусской команде.

— Чувствуется, что у вас к Эстерсунду благодарное отношение.

— Как иначе! На чемпионате мира-2009 в составе смешанной эстафеты я стала серебряным призёром. Говорят, что тот пьедестал почёта стал первым шагом к возрождению белорусской сборной после нескольких сезонов неудач.

— Невероятная радость!

— Безусловно! А для меня и огромная удача, позволившая оказаться в компании Даши Домрачевой, Сергея Новикова и Рустама Валиуллина. Ребята были потрясающе хороши! Хотя тогда в нас тоже почти никто не верил. И это пример для нынешней нашей молодёжи: не надо бояться! Все из плоти и крови. Сверхлюдей в биатлоне нет. Дерзайте — и будете успешны!




Автор:   Руслан Васильев

Поделиться: